Институт «ЭГО РЕСУРС»
организационного и личного развития «Экология Вашей души!»

+7 (351) 22-52-911
+7 (961) 786-44-35
Челябинск, ул. Доватора, 24 Б

образование

Профессиональное образование 

Учиться никогда не поздно: диалог с читателем.

Вопрос «учиться или не учиться?» сегодня звучит почти как гамлетовское «быть или не быть».

Во-первых, современная жизнь богата возможностями, а следовательно, в ней больше неопределенности. Это когда-то можно было с успехом всю жизнь быть рядовым экономистом, юристом, учителем. В этом было много несвободы, рутины, но была предсказуемость и стабильность. Путь многих был заранее известен: школа – вуз – работа – с почетом на пенсию. Сегодня же возникшая свобода, открывающая множество выборов, требует большей ответственности не столько перед другими, сколько перед самим собой. Нужна определенная смелость, чтобы посмотреть на свою жизнь как на серию проектов, а не как на линейную карьеру. Для этого необходимо постоянное обновление, инвестиции в себя в виде новых знаний, нового опыта.

Во-вторых, многие века процветание зависело от наличия земли и ее расположение: «у слияния дорог», на берегу реки, моря и т.д. Затем определяющим стал капитал – наличие денег.

Сегодня залогом благополучия и успеха стал сам человек: его знания, его мозг, его способность принимать нестандартные творческие решения, создавать что-то новое.

С середины XX века самые развитые страны начали приобретение высококлассных специалистов по всему миру, и сейчас многие вкладывают в «охоту за головами» огромные деньги. Пример из жизни. Стоимость компании Microsoft на мировом рынке в 1998 г. была в 6,5 раз выше гиганта General Motors при отсутствии такого же количества офисов, товаров, станков, людей и пр. Работа и достижения Microsoft построены на воображении и интеллекте его сотрудников. Это и стоит сегодня дороже всего, поскольку это единственный капитал, который нельзя забрать у человека.

В-третьих, знание бысто устаревает, и образование становится непрерывным процессом. И как следствие – своевременное забывание переставшей быть актуальной нформации становится частью механизма творчества. Выигрывает тот, кто постоянно обновляет свою картину мира, кто внутренне готов, что определенное «раз и навсегда» может стать неопределенным, невозможное возможным. Все чаще физики становятся лириками, бухгалтеры обучаются танцу живота, а пенсионеры начинают заниматься йогой. а будущее в итоге, становится таким, каким мы его создаем сегодня, изменяясь сами и изменяя мир. Пример из нашей практики. Последние 3-4 года самым повторяющимся запросом стал запрос на пересмотр «родных» жизненных стереотипов, которые устарели и стали барьером в изменяющихся условиях, и на обучение новым моделям поведения. Например, тот, кто был ориентирован на мирное сосуществование с другими, приходит к нам научиться открыто выражать и отстаивать свою позицию, в том числе в конфликте. Талантливый коммуникатор, вокруг которого всегда много людей, вдруг начинает учиться прерывать ненужные отношения и отдыхать от общения. Консерватор хочет научиться получать радость от изменений и т.д.
Если вы решили чему-либо научиться, у вас, наверняка, возникнут те же вопросы, которые рождаются у многих.

  • Где гарантия, что обучение будет успешным и что мои временные и финансовые вложения стоят того?

Очевидно, что ни за какие ваши вложения в вас никто ничего не сможет «вложить». Учиться вы будете сами. Есть поговорка: если человеку дали хорошее образование, это еще не значит, что он его получил. И здесь тоже важно помнить, что задача любого учителя, будь то ведущий небольшого семинара или преподаватель университета, – создать определенные условия (обучающую среду). В его компетенцию обычно входят постановка обучающих целей, предоставление соответствующего этим целям количества информации, постановка вопросов и проблем, обозначение своей позиции, управление процессом обучения. И этого вполне достаточно, чтобы у такого учителя можно было учиться. Далее начинается ваша ответственность, и все зависит, как вы этими условиями воспользуетесь. Практический совет. После любой обучающей ситуации (лекция, тренинг, наблюдение, самостоятельный практический опыт) задайтесь двумя вопросами: чему я научился или научилась в этом опыте и как я воспользуюсь этим в реальной жизни, личной или профессиональной? Дайте ответу возникнуть. И не жадничайте: если вы из обучающей ситуации вынесли 1-2 идеи, которыми вы намерены воспользоваться в реальной профессиональной или личной жизни, обучение состоялось, вы в него вложили время, деньги, усилия не зря! Если же единственный ответ, который неуклонно звучит в вашей голове, «я ничему не научился», вы встретились с внутренним саботажем и тогда задайте себе другой вопрос: что я делаю, для того, чтобы ничему не научиться. Ответы могут быть разными. Вот примеры типичных ответов, которые встречались в нащей практике как барьеры для обучения:
- я слишком многого требую от себя и/или от других
- я не даю себе и/или другим права на ошибку
- меня настолько травмируют ситуации неудачи, что я не могу использовать их как обучающие
- я все время жду только негативных оценок, и если меня хвалят – не верю, а если порицают – еще раз убеждаюсь в том, что я ничего из себя не представляю
- я все время жду только положительных оценок, и если получаю их слишком мало, то обесцениваю все, что тут было
- моя точка зрения отличается от других, и моя энергия уходит не на то, чтобы услышать другие мнения, а на то, чобы защищать своё (молча или вслух)
- я жду от обучения «всего и сразу», и мне трудно видеть ценность небольших достижений, другими словами: я хочу оказаться в желаемой точке одним большим прыжком и отказываюсь делать маленькие шаги
- я оказался (оказалась) здесь не по собственной воле, и, отказываясь учиться здесь чему-либо, я на самом деле протестую против людей, которых здесь нет (родителей, начальства и пр.).

  • Где гарантия, что учителя будут хорошие?

Многие считают, что уж если учиться, то у мэтров. Хорошее решение! Но… Именно у специалистов очень высокого порядка учиться сложнее всего, поскольку их уровень кажется недосягаемым. На этом уровне обычно знания и умения отходят на второй план, а на первый выходят интуиция, чутьё, рискованность, азарт и т.п. Этому и впрямь не научишься. Не стоит забывать, что учителя – это лишь ориентиры в тех вопросах, в которых вы решили разобраться. Это модель профессионала в соответствующей области. Одна из сотен и тысяч возможных моделей! Если вы решите скопировать чей-то профессиональный стиль, каким бы безупречным он ни казался, вы рискуете потерпеть неудачу, потому что вы просто напросто другой человек. И тогда может сложиться впечатление, что либо вы не способны, либо у этого человека ничему не научишься. На наш взгляд, важно знакомиться с разными профессиональными моделями, чтобы в итоге сформировать свою. И в этой связи любая, даже самая неудачная модель будет обучающей. Кстати, два психологических закона:

  1. Любая жизненная ситуация может быть использована как обучающая.
  2. Ситуация неудачи содержит больше обучающего потенциала, чем ситуация успеха.

Часто решение об обучении пугает или радует потому, что ассоциируется с изменением жизни в целом, а следовательно, с риском. Действительно ли начать учиться значит кардинально изменить жизнь? И да и нет. Да, потому что обучаясь, мы меняемся, а внутренние изменения всегда порождают изменения вокруг. Нет, потому что это иллюзия, будто у нас есть выбор: учиться или нет. Страх остановки в развитии, т.е. отсутствия изменений, не менее сильный, чем страх самих изменений. Поэтому каждую минуту своей жизни мы приобретаем новый опыт, а это и есть обучение. Дело только в том, делаем мы этот процесс целенаправленным или спонтанным, понимаем, что с нами происходит, или нет.

Хороший профессионал учится постоянно.

Вы можете посмотреть фото с наших Школ

Чумакова Е., Мизинова Е.
Работа и карьера, №21[187] от 9.09.04.

Другие публикации:

Выбор
программ
Запись на
программу

Новости

Все новости

Для тех, кто хочет знать больше!Подпишись,чтобы первым узнавать о новых программах и успевать на акции!

Партнеры