Институт «ЭГО РЕСУРС»
организационного и личного развития «Экология Вашей души!»

+7 (351) 22-52-911
+7 (961) 786-44-35
Челябинск, ул. Доватора, 24 Б

образование

Профессиональное образование 

жизнь

Развитие личности 

От конкуренции к сотрудничеству, от группы товарищей к команде.

Есть удивительно простой способ сделать свою жизнь несчастливой - это постоянно сравнивать себя с другими. Потому что обязательно найдутся умнее, веселее, талантливее... Почему наша жизнь пронизана духом соперничества?

В экономике конкуренция является двигателем прогресса и гарантией существования бизнеса. В семье родители зачастую сравнивают детей друг с другом, чтобы повлиять на их поведение. Подчас даже хобби и увлечение подразумевают соревнование и соперничество. При этом все осознают, что победителей обычно бывает намного меньше, чем проигравших. И что у сегодняшнего победителя всегда есть риск потерпеть поражение завтра. Сознание этого держит его в напряжении, в страхе перед следующим испытанием.

Однако сотрудничество присуще человеку в той же степени, что и соперничество.

Вся история человечества о том, что ни одно настоящее свершение не может быть осуществлено в одиночку.

Исследователи культуры первобытных народов склоняются к мысли о том, что первобытные люди смогли выжить, благодаря прежде всего своей способности и готовности действовать сообща, а вовсе не за счет агрессии или использования орудий труда.

Мортон Дойч, основоположник направления по исследованию конкуренции в социальной психологии, ещё в 1973 году доказал, что конкуренция есть продукт деятельности человеческого общества, а не природы, следовательно, не является биологической характеристикой человека, не может передаваться по наследству. Эта потребность искусственно воспитывается обществом, семьёй, школой, окружением.

Таким образом, мы имеем два по сути противоречащих друг другу подхода к жизни: конкуренция и сотрудничество.

Однако в последние годы идеи сотрудничества получают всё большее признание и распространение. Примером этому служит объединение западноевропейских государств в Европейский Союз. В бизнесе это проявляется в особом внимании к командным формам работы. Плодотворность этой идеи подтвердила поначалу Япония, страна, где групповая ориентация членов общества является одним из важнейших элементов культуры.

Майкл Хаммер, один из основателей метода реинжиниринга бизнес-процессов, утверждает, что формирование и использование команд приводит к снижению издержек на менеджмент, поскольку в команде отсутствует необходимость в дополнительной координации, то есть деятельности, не создающей стоимости. Кроме того, о пользе команд в практической деятельности организаций свидетельствуют многочисленные исследования. По данным опроса 439 компаний из списка Fortune 1000 (список крупнейших компаний мира) более 50 % респондентов отметили позитивное воздействие командной формы работы на такие параметры, характеризующие деятельность организации, как качество продуктов и услуг, обслуживание клиентов, производительность труда, конкурентоспособность, прибыльность.

Но что же такое команда и как её создать?

Команда - это небольшая группа людей, выполняющая определённую задачу, и в работе которой проявляется синергетический эффект. Суть этого эффекта состоит в том, что результат усилий членов команды оказывается больше арифметической суммы тех результатов, которые могли бы получить члены команды, работая порознь, то есть 5 + 5 больше 10.

Опыт показывает, что редко команда возникает спонтанно, без особых усилий со стороны руководства, так как для её формирования требуется опора на корпоративную культуру, основы которой закладываются создателями или высшими руководителями организации. Кроме того, процесс спонтанного формирования команды идёт достаточно медленно: он может занимать многие месяцы, а то и годы.

Между тем в реальном бизнесе зачастую требуется создать команду для реализации конкретных проектов в сжатые сроки. В этом случае встаёт задача целенаправленного преобразования «группы товарищей», а подчас и не-товарищей в единую команду. Для этого существуют специальные тренинги по формированию команд, которые проводятся под руководством профессиональных тренеров.

Над чем будет работать тренер, помогающий формированию реальной команды? В первую очередь над теми особенностями группы, которые делают ее «не-командой» или малоэффективной командой. Обычно это:

  • непонимание членами группы целей и задач совместной деятельности (команда необходима исключительно для решения определенных задач; нет задачи – нет необходимости и в команде);
  • неадекватное количество членов команды (команда не может состоять ни из 2-х, ни из 40 человек; оптимальный состав для продуктивной работы под управлением одного лидера – 5-15 человек; поэтому для больших организаций в первую очередь создаются управленческие команды, а лишь затем команды отдельных подразделений);
  • проблемы власти и лидерства (в команде, по крайней мере на время выполнения поставленной задачи, необходим один лидер; командная работа не приемлет борьбы за власть, двоевластия);
  • чрезмерный контроль со стороны лидера и ограничение творческой инициативы (команда нужна лишь тогда, когда задача определена четко, а решение предполагает свободу и творческий подход, если процесс строго регламентирован, по типу производственного конвейера, то команда не нужна, нужен директивный контроль);
  • недостаточно четкое распределение ролей (любая команда продуктивна лишь при удачном распределении ролей, обязанностей, ответственности);
  • затрудненное общение между членами команды в силу непроясненных отношений, застарелых конфликтов и эмоционального отчуждения (любая группа в своём развитии проходит этапы, связанные с напряжением и конфликтами; легализация и открытое обсуждение неприятных переживаний необходимы для построения уважительных и доверительных отношений, без чего команда не может быть эффективной).

Понятно, что даже специально организованная работа по формированию команды становится непростым, подчас болезненным процессом как для лидера, так и для группы в целом.

Стратегической целью командообразования является освоение новых форм взаимодействия, связанных с соотнесением личных целей членов команды с целями предприятия, компании в целом. Если этого не происходит, то формирующаяся команда "застревает" в своём развитии между начальным и переходным этапами. Движение группы к команде останавливается. Чем профессиональнее тренер, тем более управляемым будет этот процесс, тем более вероятность того, что тренинг достигнет своей цели.

Как узнать, что цель достигнута?

Если все члены команды включают в систему личных целей и задач цели и задачи предприятия и организации, где они работают, то можно говорить о сформированной команде и переходе взаимоотношений на качественно новый уровень.

Хочется обратить внимание на то, что если после достижения командой поставленной цели, есть необходимость в её расформировании, то важно сделать это грамотно. Необходимость в этом определяется тем обстоятельством, что участники команды, завершающей работу, с высокой долей вероятности будут задействованы в других командах. И чем более успешным был опыт участия в данной команде, тем труднее будет адаптироваться к новым условиям (слишком высоки становятся, требования к команде). Поэтому при расформировании команды также важно обратиться за помощью к специалистам, которые сделают этот процесс менее болезненным как для членов команды, так и для организации в целом.

Мир меняется, и его меняют люди, которые выбирают сотрудничество вместо конкуренции. Потому что, если, говоря словами Пауло Коэльо, рай, который человек обретёт в конце пути, будет пуст и безлюден, то, значит, борьба за него не имела никакого

Мизинова Е.
Работа и карьера, №8[210] от 3.03.05

Другие публикации:

Выбор
программ
Запись на
программу

Новости

Все новости

Для тех, кто хочет знать больше!Подпишись,чтобы первым узнавать о новых программах и успевать на акции!

Партнеры