Институт «ЭГО РЕСУРС»
организационного и личного развития «Экология Вашей души!»

+7 (351) 22-52-911
+7 (961) 786-44-35
Челябинск, ул. Доватора, 24 Б

образование

Профессиональное образование 

жизнь

Развитие личности 

«Здравствуйте, это я». Искусство предъявления себя.

Предъявяление себя другим – тема, универсальная как для школьника, так и для президента страны. И что бы человек ни презентовал своим появлением – себя ли самого, товар или услуги, организацию, в которой он работает, или целое государство – в конечном итоге, все определяется тем, какое впечатление произведет его личность.
Успешная самопрезентация – это способность вызвать к себе такую симпатию и такой интерес, чтобы люди захотели установить с вами отношения или продолжить их и самое главное – захотели сами презентовать вас другим.
Формула успешного самопредъявления складывается, как минимум, из 2-х составляющих:

  1. я верю в то, что делаю и то, о чем говорю;
  2. я вызываю доверие у других.
Никогда не презентуйте то, во что вы не верите!

Если нет веры, воплощенной в состояние азарта, куража или невозмутимого величия, то нет и энергии для того, чтобы эмоционально увлечь другого. А энергия презентора задает энергетику всего процесса.
Верить можно в себя как профессионала, как личность, как лидера. Верить можно в идею, в силу компании, в важность той деятельности, о которой вы говорите, или в полезность товара, который продаете. Следует отличать веру от «слепой веры». «Слепая вера» оттого и называется так, что никого и ничего не замечает. Она не допускает ни малейших сомнений, не приемлет другого мнения, не видит других альтернатив. Она не допускает диалога. Это фанатизм. Презентацию необходимо строить на такой вере, которая отражается в блеске ваших глаз, но позволяет видеть других, которая притягивает и заражает, но не отпугивает тех, кто рядом.

Важно знать, чего вы хотите.

Много где написано о том, какие средства нужно использовать, презентуя себя. Это и ваши личные ресурсы (одежда, поза, интонации голоса, личные качества, манера поведения), и какие-то внешние средства (организация пространства, использование технических средств и пр.). Это, действительно, важно, но явно не то, с чего следует начать. Как ни странно, многие заботятся о средствах раньше, чем определят цель своей презентации. А цели могут быть очень разными. Например,

  • мне достаточно, чтобы меня просто заметили;
  • я хочу, чтобы со мной (с моей компанией) заключили контракт;
  • хочу сохранить прежний, выгодный для меня, статус (удержать прежние позиции);
  • хочу, чтобы мое мнение было учтено при решении вопроса и так далее.

Теперь представьте, что средства самопредъявления существуют отдельно от цели. Например, женщина, которая хочет установить деловые отношения и понравиться как профессионал, в качестве средств коммуникации с работодателем опирается на флирт и женские уловки. Возможно, ей удастся установить отношения, но это будут отношения с двойным дном, в ней не будут замечать профессионала. Другие примеры. В презентации, целью которой является продажа, никак не продемонстрирован товар. В обучающем докладе отсутствует структура и т.д.
Таким образом, еще до начала презентации полезно задаться вопросами:

  • для чего мне нужна эта презентация?
  • что будет для меня идеальным результатом?
  • как, по каким признакам я буду определять, приближаюсь я к намеченному результату или удаляюсь?
  • какие стороны себя, товара, компании я хочу продемонстрировать, а какие оставить в тени?

Ответы на эти вопросы существенно прибавят веры в себя как презентора.

Теперь о доверии…

Публика не прощает обмана.

Следует отличать истинный успех от фарса – т.е. удачно сыгранной роли. При достижении цели презентации легкий блеф может оказаться весьма полезным, фарс – никогда! Если то, что вы пытаетесь изобразить, кардинально отличается от вашего истинного лица, как бы удачно вы ни продержались отведенное для презентации время, это провал, поскольку разочарование неизбежно последует при продолжении контакта с вами.

На заметку Если то, что вы пытаетесь изобразить, кардинально отличается от вашего истинного лица, как бы удачно вы ни продержались отведенное для презентации время, это провал, поскольку разочарование неизбежно последует при продолжении контакта с вами.

Более того, игра видна опытному глазу сразу. В этом смысле куда полезнее признать перед присутствующими свое волнение, чем с бравадой изображать деланую веселость.

Успех презентации напрямую зависит от качества контакта с аудиторией или человеком.

Контакт с другими трудно описать словами, но он ощущается всеми органами чувств и переживается человеком как то, что «я вижу и слышу других, и они видят и слышат меня, слышат, мы вступаем в диалог, мы интересны и доверяем друг другу». Делаете ли вы что-то, чтобы между вами и вашей аудиторией сложились именно такие отношения? Наверняка. Установлению контакта способствуют самые простые вещи: посмотреть на присутствующих, поприветствовать, поинтересоваться, насколько им удобно, представиться, сказать несколько слов, которые могут разрядить обстановку, если она напряжена.
Но мало установить контакт: его надо поддерживать. Один из самых надежных способов поддержания контакта – импровизация, т.е. спонтанное (но уместное) реагирование на то, что происходит во время презентации, особенно на незапланированные ситуацияи. К примеру, вы замечаете, что люди отвлекаются. Возможно, они устали. В зависимости от ситуации, вы сможете удержать связь с аудиторией, если проговорите, что вы видите их состояние и скоро завершите (лучше обозначить время), или измените интонацию и темп вашей речи или найдете место шутке и юмору.
Пример из жизни... Однажды я [Е.Ч.], будучи на пятом месяце беременности, оказалась перед аудиторией, которая меня уже хорошо знала, но давно не видела. Опытные люди знают, что это как раз тот самый срок, когда беременность начинает «проглядывать». Я начала, как обычно, с предмета обсуждаемой темы, но вскоре по определенным реакциям слушателей заметила, что многие гораздо более внимательны ко мне, нежели к содержанию разговора. Я тут же нашла возможность сообщить о факте своей беременности, сняв все вопросы и высвободив тем самым энергию аудитории для дальнейшей работы.
И не бойтесь проявляться личностно, даже если вы объективно находитесь в какой-то роли (директора, преподавателя, кандидата на работу и пр.). Между ролями могут установиться только формальные отношения, но не контакт.

Из нашей практики… Обучая людей навыкам предъявления себя, мы много внимания уделяем не только и не столько тому, как надо бы это делать, сколько тому, на какие внутренни рифы наталкивается человек, пытаясь презентовать себя эффективно.

Что каждый из нас делает или может сделать, чтобы испортить свою презентацию.

Понятно, что можно просто не верить в себя или свою идею, можно не позаботиться о контакте с вашими слушателями. Можно пренебречь предварительной подготовкой и т.д. Но существуют и другие ловушки, которые мы расставляем сами себе. Обычно это установки и стереотипы, которые срослись с нами и которых мы нередко не замечаем. Наиболее типичными являются cтереотипы ложного стеснения: «Хвалить себя неприлично. Нужно, чтобы тебя похвалил другой», «Если я говорю о себе хорошо – я лгу, лицемерю, поскольку умалчиваю о своих недостатках» (такие стереотипы чреваты тем, что вы можете не сказать о самых главных своих достоинствах или идеи, которую предъявляете);
стереотипы пренебрежения собой и своими интересами: «Если я говорю о своем, я навязываюсь», «Я не имею права отнимать чье-то время», «С чего я решил, что это нужно другому?», «Если я предлагаю человеку то, во что я верю, я «втюхиваю» ему то, что ему, может, и не нужно» (с такими установками вы рискуете скомкать вашу презентацию);
стереотипы сверхтребовательности к себе: «Есть те, кто разбираются в этом лучше меня», «Прежде чем говорить об этом другим, я должен еще многое сделать, многому научиться и пр.», «О себе следует создавать лишь безупречное впечатление» (здесь есть риск, что вы будете избегать возможности проявить себя, следовательно, ваши реальные способности так никто и не оценит, а деньги за контракт, который вы не получили, получат другие, куда менее квалифицированные, зато более уверенные в себе ребята).

«Отключение»

Еще одна ловушка, в которую иногда попадают даже опытные презенторы, - это «отключение»: человек вдруг ловит себя на состоянии нарастающей тревоги, тело сковывается, мысли уходят, единственное желание – чтобы «все это побыстрее кончилось». Для кого-то это состояние типично, у кого-то оно возникает только в «особых» ситуациях (в присутствии значимых лич, в условиях сверхзначимости самой ситуации).

Когда презентор находится, условно говоря, на сцене, перед ним - его зрительный зал, иногда ограниченный лишь одним человеком. И в состоянии спокойствия и уверенности презентор видит именно то, что происходит: людей, их лица, позы, реакции, взаимодействие друг с другом. В состоянии тревоги происходит нечто принципиально иное. Механизм «отключения» можно описать следующей метафорой. Человек как бы помещает за пределы аудитории кривое зеркало, в которое пристально «всматривается» в течение всей презентации. Поскольку зеркало изначально искривлено, то «видящий» себя в нем прзентор кажется себе весьма неприглядным. И что хуже всего, любая реакция из аудитории (особенно реакция значимых людей) воспринимается им как указание на это самое зеркало.
Например, кто-то из слушателей требует детального обоснования презентуемого предложения. Если презентор видит и слышит реально происходящее, то в подобном требовании он легко узнает готовность принимать ответственные решения и естественную для этого потребность исследовать ситуацию со всех сторон. Такое видение придает презентору энергии для продуктивной дискуссии. Если же презентор смотрит в свое кривое зеркало, то требовательная интонация оппонента (иногда даже вопрос не будет иметь значения) будет воприниматься им как указание на свою несостоятельность: тревога нарастает, кривые зеркала множатся, наступает «отключение». А со стороны создается впечатление, будто говорящий видит не аудиторию, а что-то, свое, с ней не связанное. Возникает непонимание.

Мы обучаем видеть реальное происходящее, а не его изображения, искаженные своими фантазиями. Казалось бы, чего проще! А навык этот довольно сложный: мы слишком привыкли все интерпретировать и оценивать. Еще может оказаться полезным поиск поддерживающей себя позиции. Дело в том, что «товарищ», отражающийся в кривом зеркале, обычно наш внутренний недруг, объект наших претензий к себе и самообвинений. Не мешало бы перед презентацией обнаружить в себе внутреннего друга, который вовремя скажет: «Все равно лучше тебя этот матриал никто не знает» или «Будь что будет: не корову проигрываешь» или «Невозможно знать всё: в случае чего скажешь, что не можешь ответить на вопрос» или «Любой опыт – это опыт» и т.д.
Но не всегда достаточно тренинга навыков. Есть люди, которые всюду носят с собой кривые зеркала, постоянно ощущая себя недостаточно полноценными. И тогда путь к внутреннему спокойствию и уверенности связан более глубинной работой с психологом.
В завершении хочется сказать, что любая презентация – это конечно, риск. Предъявляя себя, вы рискуете оказаться слишком уязвимым. И одновременно это шанс приобрести новые возможности, шанс увеличить вашу личностную силу. 

 

Чумакова Е., Чапцова Г.
Работа и карьера, №39[192] от 14.10.04.

Другие публикации:

Выбор
программ
Запись на
программу

Новости

Все новости

Для тех, кто хочет знать больше!Подпишись,чтобы первым узнавать о новых программах и успевать на акции!

Партнеры