Институт «ЭГО РЕСУРС»
организационного и личного развития «Экология Вашей души!»

+7 (351) 22-52-911
+7 (961) 786-44-35
Челябинск, ул. Доватора, 24 Б

образование

Профессиональное образование 

жизнь

Развитие личности 

СУПЕРВИЗИЯ В ДЕТАЛЯХ. Очерк 1. Приглашение к знакомству

 Когда впервые возникла идея написать статью о супервизии, я испытала некоторое замешательство. Вспомнилось начало моей терапевтической практики и мое отношение к супервизии: очень неоднозначное, что-то вроде "хочется и колется". К тому времени я уже была довольно опытным клиентом и понимала, что может дать терапия: личностные изменения, произошедшие со мной, были заметны не только мне; качество жизни в корне изменилось.

Опыта же терапевтического было немного, но достаточно, чтобы почувствовать необходимость поддержки и помощи на этом пути. Я приблизительно представляла, что такое супервизия: для меня это был вариант методической обратной связи относительно того, что было полезно в терапии, а что можно было сделать иначе. Решиться на супервизию даже в этом формате было непросто, как и непросто встретиться со своим несовершенством. Хорошо помню напряжение на старте и... ощущение полета по окончании этой самой супервизии! Это было увлекательное "расследование", ощущение совместности,  и такое сладкое переживание "Я хорошая..."!

Благодаря супервизорам  мне удалось пережить самое главное, что может дать настоящая супервизия  радость, воодушевление и стремительно нарастающий интерес к профессии.

В итоге размышлений на тему "Как рассказать о супервизии?" родилось решение сделать серию небольших очерков: о супервизии, ее аспектах, возможностях, формах и значении в достижении вершин профессионализма.
 

Очерк 1. Приглашение к знакомству

"...А супервизор, это кто? Тот, кто супер-видит?"
"Знаешь, нет, скорее тот, кто поможет супер-видеть тебе."

Из частной беседы

 Итак, для начала попробуем разобраться, что же такое супервизия.

По счастью, текущее положение дел в отношении психологического консультирования в обществе стремительно меняется в лучшую сторону. Появилось достаточное число достойно подготовленных и достойно практикующих коллег. Люди не шарахаются от перспективы пойти к психологу или психотерапевту, получают помощь и видят желаемые результаты, постепенно учатся отличать профессионалов от тех, кто дискредитирует профессию. Все это означает, что психологическая практика становится узнаваемой, уважаемой и востребованной.

А вот супервизия  явление в наших широтах диковинное. Малознакомое даже тем, для кого и ради кого оно в свое время появилось  практикующим психологам. Это что-то из разряда "...да, помню, нам говорили"  впечатление, порождающее весьма смутные или самые фантастические ожидания. Так не годится, коллеги, попробуем и здесь что-то изменить.

Рискуя создать впечатление наукообразия, но отдавая должное достижениям профессиональной мысли обращусь к определению супервизии.

Строго говоря, супервизия  это один из методов подготовки иповышения квалификации в области психотерапии. Это форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющая супервизируемому систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные отношения и свое профессиональное поведение. Супервизия менее всего является учебным процессом, где опытный психотерапевт выступает в роли наставника или учителя, хотя методический аспект супервизии важен особенно для начинающих терапевтов и консультантов. Супервизия – это путешествие взаимных открытий, которые неизменно сопутствуют и терапевту и супервизору. Как и психотерапия, супервизия лишь отчасти дело техники. Ее основа  мир ценностей, идей и креативности двух людей, заинтересованных в развитии и улучшении профессиональной жизни.

Супервизор может выполнять разные роли  консультанта, эксперта, фасилитатора. Каждая из ролей помогает терапевту решать сложности консультирования. А сложностей много! Так, навскидку:

  • особенности проблематики клиента,
  • взаимовлияние различных контекстов жизни клиента,
  • специфика терапевтических отношений,
  • трудности взаимодействия с клиентом,
  • текущее или фоновое состояние терапевта,
  • нюансы применения отдельных техник,
  • похожие процессы в терапии и супервизии,
  • отношения с супервизором,
  • этические вопросы,
  • динамика профессионального развития терапевта,
  • вопросы эмоционального выгорания.

Наверное, можно было бы продолжить этот список, поскольку все вопросы, касающиеся так или иначе профессиональной практики, могут быть вынесены на супервизию.

Точно, как в терапии, супервизия строится не только на методологии, а на отношениях. На отношении супервизора к себе; тому, что он делает, как делает, для кого делает, и в чем здесь для него смысл. На отношении терапевта к своей практике, к супервизии, ее смыслу и возможностям. И, конечно, на отношениях, складывающихся между супервизором и терапевтом.

И как клиенту важно найти "своего" терапевта, так терапевту важно встретить "своего" супервизора. Поверьте, красоту и пользу плодов этой встречи трудно переоценить!

Говоря откровенно, так и тянет подробнее рассказать и о запросах, и об отношениях, и об этике супервизии…  Сознательно удержу себя от этого, не все сразу. Ведь это приглашение к знакомству, я приглашаю знакомиться, узнавать, пробовать супервизию «на вкус»; насыщаться и снова испытывать к ней аппетит. 

 
Лавринович Т.М.

Другие публикации:

Выбор
программ
Запись на
программу

Новости

Все новости

Для тех, кто хочет знать больше!Подпишись,чтобы первым узнавать о новых программах и успевать на акции!

Партнеры