Институт «ЭГО РЕСУРС»
организационного и личного развития «Экология Вашей души!»

+7 (351) 22-52-911
+7 (961) 786-44-35
Челябинск, ул. Доватора, 24 Б

образование

Профессиональное образование 

жизнь

Развитие личности 

Генеральный директор института Елена Чумакова о школах

Какие мировые эталоны обучения приняты в "Эго Ресурсе"?
Кто преподает в Школах "Эго Ресурса"?
Чем отличаются коучинг и психологическое консультирование?
Какие навыки получают студенты Школы психологического консультирования?
Можно ли практиковать сразу после окончания Школ?
Почему обучение в Школах строится на практике?
Кому адресованы программы обучениях Школ?
Нужно ли для поступления психологическое образование?
С какими ожиданиями от обучения студенты приходят в Школы?
Какой документ выдается в результате обучения?
 

Профессиональные школы "Эго Ресурса" - от идеи до воплощения

Елена Чумакова, генеральный директор Института “Эго Ресурс”: «Наш принцип - учиться у мэтров, у ведущих специалистов мира, страны; у авторов методов, направлений, или у их ближайших учеников, соратников и коллег. Это наша принципиальная позиция: «Если уж учиться, то у лидеров».

 

– Елена Викторовна, расскажите, пожалуйста, как родилась идея открыть в Челябинске профессиональные школы?

– В свое время я поставила перед собой амбициозную задачу –  позднее это стало общей с моими коллегами задачей – создать команду хороших специалистов, именно в области персонального развития людей: психологического консультирования, немедицинской терапии, VIP-коучинга.

Я всегда много практиковала - сначала в психологической диагностике, потом в тренингах, потом в индивидуальном и семейном консультировании... Где-то за счет полученных в университете знаний (но там – даже в Ленинградском, который я заканчивала - практике не учат!), где-то за счет опыта, полученного на коротких стажировках и семинарах, где-то методом проб и ошибок. Когда набралось достаточно материала, я почувствовала, что мне не хватает целостной профессиональной картины, которая упорядочила бы и систематизировала тот многолетний опыт, который у меня был, позволила свериться с более опытными профессионалами, получить качественную обратную связь.

Изначально я тщательно искала такую Школу (именно Школу, дающую системную последовательную подготовку), которая отвечала бы моим внутренним требованиям к профессионализму. Проходила краткосрочные программы, знакомилась с разными специалистами в России и за рубежом. Придирчиво выбирала. Стало ясно, что западное обучение по разным причинам не годится. А решение принимать необходимо, поскольку в Южно-Уральском государственном университете на факультете психологии в тот момент открылась специализация «Психологическое консультирование», которой мне предложили руководить.

К тому времени я слышала много хорошего о Международной Школе консультирования, психотерапии и ведения групп в Санкт-Петербурге при Институте психотерапии и консультирования «Гармония». Была знакома с ее основными преподавателями. Рискнула. И не пожалела. Ни разу в жизни. До сих пор убеждена, что это сильнейшее в стране учебное заведение, соответствующее тем мировым эталонам, о которых читают в книгах классиков.

И когда я стала учиться в «Гармонии», то организовала ее выездную школу в Челябинске. Обучать людей приезжали ведущие преподаватели Института. Сейчас несколько выпускников той школы входят в костяк специалистов и преподавателей “Эго Ресурса” Тогда же, параллельно с первой группой «Гармонии», я стала там преподавать, наращивать свой опыт. И вскоре поняла, что я и мои коллеги чувствуем себя вполне уверенно, на уровне хороших практиков, а во многом ничуть не слабее. Так мы подошли к идее подготовки специалистов в собственных школах. А так как с 1999 года я занималась подготовкой консультантов в ЮУрГУ, то и моральное право на создание своей Школы к тому времени уже назрело.

– Вы упомянули о мировых эталонах. А какие эталоны обучения, принятые в мировой практике, вошли в программы “Эго Ресурса”?

 - Это было принято еще в психоанализе: ты не можешь стать аналитиком, психотерапевтом, не пройдя собственный психоанализ. Теория нужна, но она стоит не на первом месте. Цивилизованная практика предполагает, что ты можешь претендовать на личностное развитие других людей только тогда, когда пройдешь личную терапию, дабы не решать свои проблемы за счет клиента. Помимо личной терапии, нужна еще и супервизия. Это похоже на троллейбус, за рулем которого находится стажер. А более опытный специалист, который находится рядом со стажером, на нашем языке называется супервизор. Он видит, как ты работаешь, дает тебе обратную связь, вместе с тобой обсуждает твою работу. Это тот камертон, с которым ты можешь свериться.

Еще один эталон – позиция клиентцентрированного подхода, когда второй человек – клиент – для нас является равноправным партнером. И мы не берем за его жизненные измененияответственности больше, чем берет на себя он сам. Особенно важна эта позиция в VIP-коучинге. Этот подход явно отличается от медицинского, когда врач полностью отвечает за жизнь и здоровье своего пациента в период его лечения. Позиция разделенной с клиентом ответственности получает все больше признание в мировой практике. В целом мы строим свою работу на позициях экзистенциальной и динамической психологии, гештальт-направления, психосинтеза, системного подхода.

И третий эталон - работать не с симптомом, а с его источником. Мы помогаем человеку найти ключевой источник большинства его жизненных трудностей. Я люблю такую метафору: когда грибницу меняешь – наверху начинают расти другие грибы. Они же все связаны, как и масса жизненных ситуаций. Так и в жизни человека: находишь источник жизненных проблем, и ситуации в жизни человека начинают меняться.

 

– Кто преподает в Школах "Эго Ресурса"? Какой квалификацией обладают ведущие программ?

 - Начну с того, что наш принцип - учиться у мэтров, у ведущих специалистов мира, страны; у авторов методов, направлений, или у их ближайших учеников, соратников и коллег. Эта наша принципиальная позиция: «если уж учиться, то у лидеров». Еще важно сказать, что преподавание мы строим так же, как в свое время учились сами. Для нас было огромной поддержкой, что с нами работали преподаватели разных уровней. Они все были очень квалифицированы. Одни были мэтры и гуру, которые работали уже несколько десятилетий в этой области. Они казались в чем-то недосягаемыми: лишь маленький штрих в работе с клиентом сделает - и ситуация завершилась. И непонятно, как это происходит. Мэтры – это те, кто все сплетают невидимой нитью, а результат – потрясающий. Это те, кто видит ситуацию «с высоты спутника», целиком, с такой высоты, с которой я не могу разглядеть. Эта работа кажется такой виртуозной и недосягаемой, что, честно говоря, если бы преподавали только мэтры, мне кажется, у многих бы просто опустились руки. И поэтому для нас было важно, что преподавали и те, кто заканчивал обучение относительно недавно, только выпустился. Мы видели, какого уровня можно достичь за относительно небольшой период работы. Они тоже смотрели сверху, с высоты, по крайне мере, птичьего полета: покажут ситуацию – и многое становится понятно. Они помогали нам подняться на ту высоту, с которой уже видно достаточно. И часто переводили нам на простой язык то, о чем говорят мэтры.

Сейчас мы строим свое обучение, наверное, так же. Есть специалисты очень высокого уровня, их работа кажется филигранной. Настолько, что может возникнуть ощущение тревоги: с одной стороны, восторга, с другой стороны – неверия в себя. Поэтому в Школах преподают и те практики, кто относительно недавно завершил обучение. За время своего обучения они настолько выросли, что мы можем позволить оставить их у нас в Институте в качестве консультантов, коучей, преподавателей. И, несмотря на то, что опыт работы преподавателей разный, у всех у них очень хорошая квалификация.

 

– Что, на ваш взгляд, входит в понятие “Очень хорошая квалификация”?

 - Квалификация включает в себя личностную зрелость, концептуальность видения – способность видеть сверху, видеть ситуации, человека во всех взаимосвязях с его окружением и другими его жизненными ситуациями. В квалификацию входит и способность формировать психологические гипотезы, видеть тот самый источник, который лежит в основе большинства трудностей, – и«маршрут», по которому стоит двигаться. Сюда же входит эффективный опыт разрешения собственных проблем. А поскольку всех мы видели в работе, в личностном становлении, то мы можем определить, подходит ли человек для того, чтобы мы доверили ему наших клиентов и студентов.  

 

 – Что роднит консультирование и коучинг? И в чем основное отличие этих подходов?

Коучинг – это разновидность консультирования. Возник он как персональное тренерство, наставничество в менеджменте, как способ развития управленческих компетенций (сейчас он понимается несколько шире). VIP-коучинг – это развитие организации через развитие личности ее лидера.

В изначальном значении коучинг означает умение ставить правильные вопросы. И, действительно, правильно поставленный вопрос часто стоит больше, чем ответ: он запускает такие процессы, которые приводят человека к поиску собственного ответа. В конце концов, и коучинг, и консультирование – это искусство задавать те вопросы, которые человек сам себе не задает. Мы называем это развивающими вопросами. Это не те вопросы, которые принято задавать обычно, и наши студенты точно «ловят» эту разницу. Этим и отличается профессиональный консультант/коуч от дилетанта.
Здесь консультирование и коучинг похожи.

 Еще объединяет эти виды практик особая позиция – консультационная! Она означает, «не делать вместо, не давать готовых ответов, а быть проводником». Ведь одно дело владеть каким-то предметом, другое дело – научить этому другого человека. Это совершенно разные позиции. Мы все, например, хорошо говорим по-русски, но мало кто из нас способен обучить русскому языку иностранца. Так же и в управлении и в жизни: уметь самому управлять (в том числе своей жизнью) и научить другого управлять – не одно и то же. Поэтому овладение особой, так называемой консультационной, позицией – первостепенная задача и в Школе VIP-коучинга, и в Школе психологического консультирования, и в Школе организационного консалтинга. Эта позиция надежно отличается от преподавательской, управленческой, врачебной, экспертной, позиции советчика... К сожалению, в жизни, в быту у нас нет этой позиции, нет этого навыка.

 

– Есть ли какие-то особенности обучения в Школе VIP-коучинга “Эго Ресурса”? На каком виде коучинга делается акцент?

 - Есть широкая трактовка коучинга, понимаемая как вообще любое персональное наставничество. А есть узкое понимание коучинга как развития бизнеса, организации или подразделения организации через развитие лидера этой организации или подразделения. И тогда коучинг, как во втором случае, адресован в большей степени руководителям (VIP-коучинг), а в первом случае может быть адресован любому человеку (Life-коучинг). Но в любом случае речь идет о повышении собственной жизненной или профессиональной эффективности. В этом смысле коучинг – это развитие человека, которое прицельно адресовано деловой части его жизни: достижению конкретных целей, реализации намерений, тренировке навыков и пр.

VIP-коучинг мы считаем самым сложным видом коучинга, поэтому и обучаем сразу ему. Этот вид практики требует знаний не только о том, как устроена психика человека, но и хорошего понимания психологии руководителя и предпринимателя (а они разные!), понимания того, как устроен бизнес. Поэтому обучаем наших студентов системно видеть организацию клиента: видеть, как то, что происходит в бизнесе и в жизни клиента, связано с его личностью и управленческим стилем, вместе с клиентом искать ресурсы для повышения его эффективности.

Весь VIP-коучинг мы делим на 4 уровня сложности (чему пошагово и обучаем):
1. Коучинг как персональный тренинг (тех или иных навыков).
2. Коучинг как развитие персонального управленческого стиля.
3. Коучинг как развитие персонального жизненного стиля.
4. Коучинг как креатив-партнерство.

 

– Можно ли сразу поступить в Школу VIP-коучинга или обязательно нужно обучиться психологическому консультированию?

 - Полную Школу психологического консультирования (5 модулей по 6 дней) проходят только те, кто намерен получить квалификацию психолога-консультанта или пойти учиться дальше в Школу глубинного процессного консультирования (немедицинской психотерапии). Тем, кто намерен получить квалификацию коуча или оргконсультанта, мы включаем в обучение первые 2 модуля Школы консультирования – этого достаточно, чтобы овладеть той самой консультационной позицией, о которой шла речь выше. НО! Если вдруг кто-то из выпускников-коучей захочет, как часто бывает, обучиться более глубоким методам работы, ему придется сначала «дообучаться» консультированию. Так что, если не уверены, хотите специализироваться на коучинге или глубинном личностном консультировании – пройдите сначала полное обучение в Школе консультирования: не пожалеете!

Здесь мы обучаем наших студентов встречаться со всей глубиной внутренних процессов, которыми напитан человек. Наши студенты изучают все на себе: что такое кризисы – жизненные, деловые, личностные, как они устроены; что такое бессознательное и как оно связано с нашим сознанием; что такое жизненный сценарий и как к нему подходить; какую роль играет наша история, в том числе и история наших предков.

 

– И все-таки, какие навыки в результате обучения в Школе консультирования приобретают студенты?

 - Навык установления и поддержания контакта.
Навык формировать разделенное с клиентом представления о том, на какой результат вы работаете и на каких условиях. Чтобы потом не оказалось, что пришли не туда.
Здесь наши слушатели научаются не боится никакой глубины клиента – ни его злости и страхов, ни его напора. Потому что по-настоящему встречаются со своей глубиной, обретают действительно хорошее понимание и принятие себя. В конечном итоге, ровно настолько, насколько удалось разобраться в себе, в той мере и расширяется поле клиентов, с которыми могут взаимодействовать будущие консультанты. Не все удается принять за один год. Это не очень просто и это правда. И все равно, студент на входе и выходе в школу, а также его профессиональное мастерство – земля и небо! – это может подтвердить любой из наших выпускников.

Конечно, мы большое внимание уделяем навыкам «слышать и видеть»: слышать больше, чем слышно, видеть больше, чем видно. Например, во взрослой нашей жизни нас научили доверять словам, и разучили доверять собственным ощущениям. Ведь ощущения – это такая штука, можно и ошибиться. Мы формируем особый навык, и его развивать можно достаточно долго, и одного года часто не хватает на это – это такой «внутренний радар» – внутренний улавливатель, локатор. Я поясню: когда я слушаю, у меня возникает внутренний отклик, например, «верю – не верю». Он может возникать из-за того, что человек губами говорит одно, а интонацией – другое. Или, к примеру, человек говорит, что хорошо себя чувствует, а сам вжимается в кресло. Он хочет произвести хорошее впечатление на меня как на консультанта, а на самом деле с ним происходит что-то другое. И если не настроить внутренний радар, то по-другому эту информацию сложно уловить. Видеть больше чем видно, и слышать больше, чем человек говорит. Это слышать интонации и какие-то неявно звучащие смыслы. Это слышать то, что среди молчания. Навык держат паузу. Я об этом. Сначала мы учимся слышать себя, потом – слышать других.

Еще один важный навык после того, как научились воспринимать информацию во всей ее полноте, обязательно учим ее доносить, говорить. Говорить так, чтобы быть услышанным, говорить так, чтобы тебя нельзя было проигнорировать, говорить так, чтобы быть бережным.

Это такие вещи, которым в конечном итоге бывают благодарны наши слушатели. Даже если они не уходят в практику, у них кардинальным образом меняется жизнь, потому что это универсальные вещи, пользу которых в жизненном обиходе трудно переоценить.

 

– Получается, что программа Школы психологического консультирования - не только профессиональная, но и глубоко личностная?

 - Мы ее так и называем - профессионально-личностная. Дело в том, что в нашей профессии – в консультировании, коучинге, психотерапии, тренерстве, в тех профессиях, которые мы называем помогающими профессиями, – мы работаем нашей личностью. Не головой, не руками. Учиться жизни можно только у того, кто сам «сапожник с сапогами», кто сам модель того, чему учит. Кто сам умеет жить, кто сам умеет управлять, кто сам умеет строить отношения и т.д. Мы учим только тому, что умеем сами. И в этом смысле мы такую же позицию, настройку даем студентам. Моделью чего они успели стать за время обучения, то они и могут давать другим.

 

– Может ли студент начать практиковать уже после окончания ваших Школ? Можно ли считать его готовым специалистом?

 Для этого и существует Школа! А зачем бы она еще была нужна! Мы создаем здесь «рассол». Если не пропускать занятия, не игнорировать тот опыт, который предлагается, выполнять домашние задания и чуть практиковать между сессиями, то невозможно не «просолиться». В этом случае за первый год консультантами становятся практически все, кто честно выполнял работу и личностную в том числе.

В коучинге немного сложнее. Кроме умения видеть, слышать, заключать контракт и кроме технологий, здесь еще предъявляются огромные требования к личностной силе, к харизме самого коуча – умению бросать вызов, выдерживать конфронтацию, создавать напряжение. И это требует недюжинной внутренней энергетики. Развивать ее и учиться управлять ею – задача, не всегда решаемая только в рамках Школы.

Кроме того, чтобы получить диплом коуча, необходимо набрать определенное количество часов практики (именно в качестве коуча!), проанализировать эту работу и вынести ее на публичную защиту. По опыту, к концу обучения в Школе VIP-коучинга, это успевает сделать лишь около половины студентов. Поэтому квалификационные семинары, где проходят защиты, мы проводим за рамками основного обучения, и студенты подтверждают свою квалификацию по мере готовности.  

 

– Практика, практика и только практика - один из принципов вашего обучения. Почему в Школах “Эго Ресурса” уделяют этому так много внимания?

 - Начнем с того, что у нас нет больших теоретических курсов. 10-15-минутные мини-лекции - это максимум, что мы себе позволяем в плане теоретического экскурса. Но это не значит, что у нас нет концепций, теории, методологических позиций. Есть! – и очень мощные. Но наше обучения проходит не за партами, а в форме тренинга. А такой формат предполагает, что человек переживает какой-то опыт, который предложили преподаватели, обобщают, интегрируют и из этого опыта рождается необходимая теория. И если группа сегодня не готова по каким-то причинам поднять из своих глубин нужный материал, мы не будем торопиться, мы будем методично и последовательно создавать условия, при которых, наконец, «родится» та идея, которая является ключевой. Если знание рождается изнутри, оно не забывается. Если у человека когда-то было открытие или озарение, он об этом будет помнить всю жизнь. Так мы шаг за шагом постигаем устройство и логику человеческой психики. Ни один классический университет этого не дает! А что касается чужих теорий, взглядов, подходов, мы рекомендуем список литературы. Студенты с удовольствием читают книги, и потом мы их можем обсуждать.

 

– Вы сказали про пошаговое постижение устройства и логики человеческой психики. Это же очень интересно! А можно об этом подробнее!

 - Можно сказать, что обучение строится на инсайтах. На озарениях, на собственных открытиях. И это, наверное, самое ценное в обучении. Изучать на себе – это вот что значит: берем какую-нибудь тему, например, освоение помогающей позиции, то, с чего мы начинаем работать. Например, мы просим людей вспомнить, когда они нуждались в чем-то и обращались за помощью. Исобираем опыт условно удачной и неудачной помощи. Пытаемся понять, из чего «соткана» действительно хорошая, помогающая помощь! Что приводит человека за помощью, в чем он нуждается, чего боится? и т.д.

Или. Есть тема «Построение внутреннего диалога» - одна из самых захватывающих тем! Заглянули в себя. Послушали, кто внутри нас «живет», какие внутренние лидеры, циники, карьеристы, веселые и заброшенные дети… Кто из них чего хочет, кто с кем внутри конфликтует, кто имеет над нами больше всего власти… А затем начинаем потихоньку выращивать Эго – того внутреннего вождя, генерального директора, режиссера (любая метафора подходит!), который и будет в дальнейшем управлять всем этим внутренним хаосом.

Аналогично строится работа и в постижении остальных психологических феноменов: бессознательной психики, кризисов, ценностных выборов, жизненных сценариев и пр.: сначала все изучаем на себе, понимаем, как это устроено, а потом переходим к закономерностям профессиональной работы. Общий принцип таков: все, что заявлено в программе, сначала на себе, потом - друг на друге, а потом - и на клиентах.

 

– В чем преимущества вашего подхода перед другими Школами? Есть ли другие школы, которые отдают предпочтение практическому обучению?

 - Разные школы строятся по-разному: где-то много дают лекционной теории, принята лекционная форма, а потом феномен изучают не на себе, а на чужих случаях, т.е. происходит разбор и анализ чужих случаев.

Из практических школ мне близки Институт «Гармония» (Питер), о котором я уже говорила, Институт Гештальта (Питер), Школа системной семейной психотерапии во главе с Мариной Бебчук (Москва). Много хорошего слышала о Восточно-Европейском институте психоанализа (тоже Питер). Из школ коучинга неплохую репутацию имеют Школа во главе с моей однофамилицей Светланой Чумаковой (Москва), Школа коучинга в Екатеринбурге. Знаю, что в Новосибирске Ричард Коннер обучал семейной терапии, но какова сейчас судьба этой школы – не знаю. Больше больших, серьезных школ психологической и коучинговой практики в стране не знаю. Есть отдельные классы мастеров в области психодрамы, символодрамы, юнгианской психологии, системных расстановок.

Видно, что большинство интересных Школ сконцентрированы в Питере и Москве и что почти все они (кроме «Гармонии») специализированы на каком-то одном узком направлении.
Мы же вслед за нашими учителями практикуем и преподаем интегративный подход. Мы даем базу, абсолютно универсальную для любого вида развивающих и психотерапевтических практик. Мы даем фундамент, платформу. Сами мы работаем и в индивидуальной, и в семейной, и в детской, и в групповой терапии, владеем и методом гештальта, и методами символодрамы, сказкотерапии, когнитивного направления, глубинной психологии, владеем поведенческими технологиями, системными расстановками, самыми разными направлениями тренинга, коучинга и организационного консалтинга. Т.е. мы владеем разными технологиями, и они интегративно вплетены в нашу практику.
Когда специалист овладевает каким-то одним методом или видом практики, он невольно рискует не средство подбирать под задачу клиента, а клиента «подтягивать» под свою технологию. Людей, травмированных таким «технологическим» подходом, мы реанимируем регулярно.

Надо понимать, что у любого метода есть свои ограничения: далеко не все клиенты могут работать, например, в гештальт-подходе, далеко не всем показаны системные расстановки. В глубинную терапию не надо идти, если у человека острая травма! Ну и т.д.

Интегративность нашего подхода заключается в том, что мы учим «куда смотреть, куда слушать, куда думать», чтобы найти наилучший подход к решению задачи. Поэтому мы заботимся о том, чтобы у наших выпускников были ключи к разным клиентам. Как говорят многие наши выпускники, «я пришел за чемоданом инструментов, а теперь мне смешно: я принимаю, насколько это неважно и насколько больше я получил». Нас так же учили.

В целом могу уверенно сказать: все наши Школы построены так, что мне не стыдно за их уровень ни перед своими именитыми учителями, ни перед «звездными» учителями своих учителей. Каждая наша Школа – одни из сильнейших каждая в своем направлении в России и СНГ. А чтобы в одном месте было такое количество профессиональных школ (и консультирования, и терапии, и коучинга, и бизнес-тренинга, и оргконсалтинга), да еще и такого уровня! – думаю, никто в стране этим похвастаться не может! Восхищаюсь своей командой специалистов! Учитесь у этих людей – там кладезь мудрости и мастерства!  

 

– Кому адресованы ваши программы обучения?

 - Можно говорить о 4-х категориях.

Это психологи-консультанты, бизнес-тренеры, коучи – все те, у кого работа связана с людьми и целыми человеческими системами, семьями, группами, организациями.
Это специалисты в области управления персоналом, менеджеры по обучению и развитию, руководители, собственники бизнеса, которым в силу необходимости или личного интереса приходится или хочется развивать других людей.
А также все те, кто интересуется практической психологией, психологическим консультированием и коучингом, решившие себя попробовать в новой профессии консультанта/коуча.
И, конечно, те, кто хочет узнать, понять и принять себя, научиться слышать и видеть других людей.

Единственное предостережение для тех, кто идет учиться «для себя»: Школы все-таки профессиональные, и сколь личностными ни были бы они, они не заменяют психотерапии и никого не освобождают от профессиональной части обучения.  

 

– Обязательно ли иметь психологическое образование для поступления в профессиональные Школы “Эго Ресурса”?

 - Нет, быть психологом не обязательно. Более того, могу сказать честно, иногда из психологов далеко не лучшие коучи. Например, психологам относительно просто принимать другого человека, но далеко не всегда они могут конфронтировать. В нашей работе это очень важная оставляющая. Мы ориентированы больше на людей с высшим гуманитарным образованием. Но и это не ограничение! Очень хорошие консультанты получаются, например, из математиков. Из тех, кто видит системно. У нас больше требований к некой системности видения, и к личностной зрелости, мотивационной готовности.

В любом случае, чтобы поступить в любую из наших школ, нужно пройти собеседование – это очень вважно. А также заполнить анкету. Кроме того, я могу сказать, что являетсяпротивопоказаниями и каких людей мы стараемся не брать: это гипертрофированный эгоцентризм, центрация на своей точке зрения, неумение вообще слышать другого. Далее: это неспособность к сопереживанию, к состраданию, такая избыточная хладнокровность во всем. Противопоказанием является очень высокая тревожность. Есть такое противопоказание: когда мышление осталось на упрощенном уровне черно-белого, правильно-неправильного. Где нет готовности к восприятию разнообразия жизни, мира. Это невидение оттенков.
Все эти личностные ограничения просто не успеть проработать за счет Школ. Сначала нужно очень глубокую личностную работу проделать, а потом уже идти в обучение.

 

– А кто обучается у вас сегодня? Специалисты из каких областей?

 – Сейчас у нас учится много людей, которые обучались на предыдущих наших программах. Например, когда люди обучаются вести группы (Школа бизнес-тренинга), они нередко сталкиваются с тем, что не достаточно понимают, как устроена психология человека, или видят ограничения бизнес-тренинга как способа развития бизнеса. И наоборот: те, кто хорошо овладел индивидуальным развитием людей, намерены расширить диапазон своих возможностей, обучаясь работе с группой или организацией в целом.

Что интересно, в последнее время в числе слушателей очень много стало финансистов, экономистов, руководителей разных уровней, бизнесменов. У нас учатся кандидаты и даже доктора наук. Очень радует, когда приходят учиться врачи общей практики и психиатры.  

 

– С какими ожиданиями от обучения чаще всего слушатели приходят в “Школу психологического консультирования”?

 – Бывает очень по-разному. Понятно, что если это выпускники другой нашей программы, например, «Школы бизнес-тренинга», то они идут, в большинстве своем, за пониманием того, как устроен внутренний мир человека. Они столкнулись с тем, что невозможно вести многие тренинговые программы, особенно личностные, не понимая, как устроена личность. Коучи часто идут в психологическое и даже в психотерапевтическое консультирование тогда, когда видят, что проблема их бизнес-клиента глубока и не решается методом динамичного и краткосрочного коучинга. Ожидания у них соответствующие. И что важно – так это то, что у наших выпускников нет иллюзий и ложных ожиданий: они уже хорошо знакомы со стилем нашей работы и знают, чего ждать, чего нет.

Выпускники факультетов психологии идут за практикой: они уже хорошо знают, что университет дает мировоззрение, профессиональную позицию, но не дает в руки инструмента, ремесла – того, что и делает любого профессионала профессионалом.

Те, кто уже практикует в области поддерживающих и развивающих практик (психотерапевты, коучи, тренеры, консультанты, HR-специалисты), идут за 2-мя вещами:
1. получить обратную связь от экспертов и привести в систему свою практику
2. за личностным развитием (обычно практики хорошо знают свои личностные ограничения, а проработать их не всегда есть где и с кем)

Есть люди – и я считаю это здравый запрос - которые хотели бы попробовать и понять: «мое – не мое», у них есть интерес работать в этих профессиях, но они не уверены – их ли это работа. Единственное, что мы всегда говорим: не торопитесь принять решение об окончании обучения раньше, чем через два модуля. Одного модуля недостаточно. Дайте себе время повариться в этом соку.  

 

– Какой документ выдается после обучения?

 – У нас есть лицензия на обучение. Выпускники получают сертификат о повышении квалификации или диплом о переподготовке, в зависимости от продолжительности программы. Длительность Школ от 400 академических часов и больше.

 

– Возможно, некоторым стоимость обучения в Школах кажется высокой?

 - Не выше, чем в Школах аналогичного класса: это легко проверить. Притом что многие экономят на дороге и проживании по сравнению с поездкой в столичные учебные заведения. Хотя, к нам люди ездят со всей страны. И даже из Питера и Москвы.

А вообще о соотношении цена-качество лучше спрашивать у наших выпускников. Понятно, что любая компания, которая берет за что-то деньги, никогда не скажет, что ее продукт слишком дорогой. Конечно, мое глубочайшее убеждение, оно искреннее, обучение в этой Школе стоит не просто этих денег, это стоит гораздо большего. Потому что, еще раз говорю, люди обретают качественные изменения в жизни. Это стоит гораздо больше, чем любые деньги: контакт в семье, внутренняя гармония, понимание себя. Это то, что люди обретают помимо профессиональных навыков.

Как я уже говорила, наши Школы дают очень высокий уровень профессионализма, не уступая, например, "Школе консультирования, психотерапии и ведения групп" наших учителей института «Гармония», которую мы очень уважаем глубоко. Сравнивать с другими я даже не берусь, потому что не вижу никого равных по методологической силе, по подходу. Я уважаю и своих учителей в Ленинградском университете и в Школе консультантов по управлению при Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, и еще много других школ. Но нигде я не видела настолько качественного подхода, как в школе «Гармония», модель которой в общем-то и стала для нас эталоном. Хочу обратить внимание: не поводом для плагиата, а эталоном качества! Конечно, мы привнесли много своего опыта, своих авторских концепций, разработок, методов, от чего наши Школы только выиграли. Поэтому и сравнивать стоит только с такого же рода школами – профессиональными практическими школами, где люди, действительно, выходят иными.

 

– Можно ли студентам, окончившим школу, в дальнейшем приходить за советом, практикой?

 - Даже не вопрос. И к нам приходят наши выпускники: кто на методический клуб, кто на клуб выпускников, кто на индивидуальную супервизию. Супервизия – это обсуждение случаев из своей практики с более опытным специалистом, И это, кстати, необходимое условия дальнейшего профессионального развития. Могу сказать по опыту, что расти специалисты будут настолько, насколько будут постоянно пользоваться поддержкой супервизора. Не обязательно у нас. Те, кто постоянно пользуется супервизией, выросли в три головы выше, чем те, кто ею пренебрегал.

Но мне хочется ставить вопрос контакта с нашими выпускниками шире. И речь не только о том, чтобы продолжать создавать что-то для них (встречи, постдипломные факультативы и пр.), но и создавать вместе с ними: воплощать идеи, реализовывать проекты, совместно участвовать в создании психологически здорового общества.

Кто-то из наших студентов говорил: «Вы так смело делитесь своими профессиональными секретам, не боитесь создать конкуренцию?». Я улыбаюсь на это искренне, говорю, что я бы хотела конкурировать с собственными выпускниками, потому что каждый успех наших выпускников – это медаль нам на грудь. И если я смогу сказать, что какая-нибудь сильнейшая компания состоит из наших выпускников – я буду гордиться!

Запись на
программу
тест от Эго Ресурса Пройти тест от «Эго Ресурса»: